ТЕКСТ
Рассказы:

Короткий путь на запад
(Четверг 1 октября 2009 года)

Дорога на Говерлу     Проснулись рано в 9-00, я сбегал в магазин по соседству. Говорю продавщице: Добрый ранок, дайте мэни будь ласка, ось цих конфет. А она в ответ, улыбаясь, цукерок? Тут я понял что меня разоблачили говорю, так, цукерок шоколадных! А она смеясь: може чоколядных? Я тоже рассмеялся говорю: так, только главное чтоб вкусные были! Люди там все с кем мы общались очень добрые, радушные и веселые. С ними приятно разговаривать, получаешь от этого массу удовольствия.
    Светлана Юрьевна принесла нам кувшин с кипятком, чашечки, чай и сахар. Мы попили чайку с конфетами и приступили к сборам. На сегодняшний день у нас запланировано грандиозное восхождение на гору Говерла. Это самая высокая гора в Украине 2060 метров, ни у меня, ни у Ромы еще не было практики покорения столь высоких вершин.
    От Яремчи мы доехали до Ворохты, а от туда есть поворот на турбазу Заросляк. Указатели на трассе есть везде и спорных вопросов у нас не возникало, к тому же GPS-навигатор весь маршрут спокойно дублировал у себя на экране. Асфальтированная дорога ведет горными тропками до КПП, впереди закрыт шлагбаум и нас просят выйти с машины и зарегистрироваться на посту МНС. Стоимость въезда зависит от цели вашего пребывания, нам посчитали 30 гривен, это машина и два человека на Говерлу. А еще зарегистрировали номер машины, наши фамилии и время прибытия. Мужчина в пятнистой форме предостерег сейчас на улице температура 10 градусов, на вершине горы на 10 меньше, значит ноль в лучшем случае. Обязательно наденьте теплые вещи и дождевики, возможно там дождь. Подъем осуществляйте по зеленой тропе, а cпуск по синей. Если что случиться, звоните нам, и дал проспект со схемой подъема и телефонами МНС.
Гора Говерла     Шлагбаум перед нашим верным ланосом открыт, асфальт остался позади, мы едем по каменистой дороге. По разбросанным камням быстро не поедешь, скорость упала до 10 км в час. Множественные повороты, налево, направо и неуклонно вверх и так 10 километров, по такой вот дорожке – кошмар! Вернее кошмар будет дальше. Последний поворот машина все же не преодолела, там такие бугры и промоины посреди дороги, что просто не проехать. У спасателей машина Mitsubishi L200, им проще, а нам никак! Оставляем машину перед колдобинами, надеваем на себя все теплые вещи что есть. Вот что я одел: кроссовки, носки, спортивные штаны, поверх джинсы, рубашку, свитер, шарф, куртку, вязаную шапочку. Беру так же с собой GPS-навигатор, мобильный телефон, что мы не взяли, и это была наша огромная ошибка это вода и еда.
    Проходим рядом с турбазой Заросляк, множество старых заброшенных построек и рядом новая, многоэтажная, блестящая Евробаза. Турбаза начинает жить теперь по-новому.
    Начинаем подъем на Говерлу, дорога ведет нас сквозь лес, красивая местность, могучие деревья, постоянно попадаются места для привала, столики, лавочки. Поют птички, на деревьях виднеются зеленые метки указателей, это наш маршрут – зеленая тропа. Тропинка вьется между стволами и все выше и выше поднимаемся мы, начинает пускаться мряка, такой мелкий пакостный дождик.
На вершине горы Говерла     Идем уже очень долго, часа два, делаем небольшие привалы по пять минут, остановку просит сделать Ромчик, у него сбивается дыхание, говорит, что это из-за курения. Я чувствую себя бодрячком, только сердце стучит здорово, что мне не особо нравиться. На одном из привалов хотели сфотографироваться, но обнаружили, что сели батарейки, как жаль, как теперь запечатлеть вершину?
    Закончились большие деревья, поменялась растительность, нас теперь окружают кустарники по пояс, зеленые метки стало искать сложнее, они нарисованы на камнях, не всегда видно из-за кустов. Тропинка сузилась местами до 30 сантиметров, разветвляется, подъем стал круче, увеличился дождь, проливной такой теперь шурует. Достали GPS-навигатор, хотели свериться с расстоянием на карте, но он не включился, сел аккумулятор, да что же это такое! Бумажная карта с маршрутами размокла под дождем, еле видны телефоны спасательной службы. Но они, честно говоря, нам мало пригодятся, потому как здесь нет мобильной связи. И у меня и у Ромы телефон с оператором «Лайф» пишет: что мы вне зоны доступа. Вот так то, прячем телефоны, пока они бесполезны.
    Продолжаем подъем, кустарников становиться все реже и реже, вокруг одни камни, глыбы большие и маленькие, мокрые от дождя, между ними потоком стекает с горы вода. Когда ставишь ногу на камень, есть опасность, что кроссовок соскользнет, приходиться смотреть вперед, выбирать маршрут. Дождь усиливается, появился сильный боковой ветер, он то мчит в одну сторону, то через мгновение меняет направление на 180 градусов. На нас опускается туман, белое густое облако врезалось в гору. Видимость упала, можно просмотреть вверх на 5-7 метров, в остальных направлениях белым-бело.
Покорили!!!     Через четыре часа подъема мы поднимаемся на плато, на нем находим столб указатель с зеленой меткой, мы на правильном пути. К столбу прикручена какая-то ярко оранжевая свистулька, я подозреваю, что это для вызова спасателей. Также на этом плато находиться мраморный памятник погибшим парню и девушке. Они погибли 1 января 2009 года, праздновали новый год вместе, сорвались со скалы. Было очень много снега, и на краю скалы намело ветром шапку-козырек, взойдя на которую эта пара сорвалась вниз. Они упали с 60 метровой высоты, их обнаружили на следующий день спасатели. Горы не любят шуток и уносят много жизней о чем остаются свидетельства – венки. Поднимаясь на Говерлу, мы тоже видели венки закрепленные на кустарниках и деревьях.
    Это плато, на которое мы поднялись, не есть вершина, это только 70% пути. Нужно идти дальше! Вокруг, видны только камни, большие, маленькие, между ними редко где трава, туман на столько густой, что видно как его несет боковой ветер. Видимость 5 метров, меток не видно, невидно ничего кроме камней под ногами, мы ползем вверх. Ветер сильными порывами, просто сносит к краю, стоять не возможно, мы приседаем. Пошел град!
    По голове, рукам, куртке стучит град, сильно бьет гад! Мы с Ромой спрятались за камнем, упали, почти лежим, боковой ветер несет градины, они ударяются о наше укрытие и разбиваются. Воздуха не хватает, лежу с открытым ртом, не могу надышаться, сердце выскакивает из груди. Так минут пять, затем выбираемся из-за камня, по лицу, рукам, куртке, снова бьет град. Поднимаемся вверх, просто идем, согнувшись метров 10, больше сил нет, прячемся за следующем камнем. Лежим пока восстановиться дыхание. Самое страшное что меток нет, мы сбились с маршрута, оно конечно понятно что вершина вверху, но где это не видно, сплошной туман. Как бы нам не промахнуться и не двинуть по красному маршруту, который ведет по всем вершинам Карпатских гор, а мы еще без воды и еды.
    В таком ритме двигаемся около часа, туман начинает сереть, заканчивается день, заметно потемнело. Рома находит синюю метку! Вот она родимая нарисована на камне, ура! Прячемся за валун и размышляем, приходиться кричать друг другу мысли. Оказывается, мы сбились с зеленого маршрута, обогнули гору на 180 градусов и попали на синий маршрут. Теперь мы находимся с другой стороны горы, и от нас вершина никуда не уйдет. С новыми силами взбираемся по отвесным камням, только вверх!
На вершине горы Говерла     Где-то вверху, в серой мгле слышится треск развивающейся на ветру материи, хочется верить что это флаг Украины и мы близки от цели. Впереди отвесный подъем из глыб камня, Рома карабкается по ним оглядываясь и подбадривая меня. Цепляясь за валуны руками, промокшие до нитки мы все-таки взбираемся на вершину. Вершина 2060 метров представляет собой небольшое плоскогорье на котором невозможно стоять в полный рост, сильный ветер сдувающий к краю, град бьющий по всему телу просто валит с ног. Включаю фотоаппарат, на экране сразу мигает эмблема батарейки, успеваю сделать одну фотографию, и он выключается. Пальцы сводит судорога, все тело дрожит от холода, пора спускаться. Но перед спуском кричим вдвоем во всю глотку: Ура!!!! Мы сделали Это!!! Самая высокая точка нашей страны покорена! Гора Говерла, как только не сопротивлялась, все равно покорена нами! Ура нам! Ура Украине! Ура всем людям, что были здесь!!!
    Решаем спускаться по синему маршруту, он более крутой и занимает по времени два часа, так гласит указатель, нам надо спешить, что бы ночь не застала нас. Мобильный телефон заработал, начали приходить эсэмэски пропущенных вызовов, на самой вершине «Лайф» ловился с одной антенкой на экране. Как только начали спуск, связь с миром опять оборвалась.
    Спускались мы очень осторожно, дождь не переставал, ручьи воды текли по камням, было очень скользко. Местами приходилось спускаться по 50-60 сантиметровым каменным ступенькам, в кроссовках хлюпала вода, но на это уже никто внимания не обращал. Усталость брала вверх, каждая мышца на ногах давала о себе знать. Ноги здорово болели, но нужно было идти вниз. Так продолжалось три часа.
    У подножия горы, откуда мы начинали, был только парень, торгующий сувенирами. А я вас дожидаюсь, сказал он, больше на горе никого нет. Мы выпили по два стакана чая, съели по шоколадному батончику и побрели к машине. Все мокрые вещи забросили в багажник, включили печку и несколько минут, откинувшись на сиденье молчали. Затем потихоньку поехали по каменной дорожке к сторожке спасателей:
    - Ну как, живые? Спросили нас с улыбкой, а то время уже 19 часов, хотели вас искать!
    - Да, многозначительно произнес Роман.
    - Ни одному человеку не посоветую подниматься на Говерлу, ответил я.
    - Хлопцы, да вы просто в непогоду попали, сказал спасатель, делая пометку в своем журнале.
    Нам открыли шлагбаум и мы неспешно покатили домой, где нас приютила Светлана Юрьевна. Попросились у нее еще на одну ночь, развесили мокрые вещи, поужинали и спать.