ТЕКСТ
Рассказы:

Поездка на Бердянскую косу

16 июля 2004 года я со своими друзьями отправился по новому, неизученному маршруту Мариуполь - Бердянская коса. Выехали мы в пятницу, после работы в 17-00. Машина запорожского происхождения "Таврия", уместила в себе водителя Рому, его супругу Таню, Олю и Олега (то есть меня). Два года назад мы все вместе принимали активное участие в свадебном процессе. Каждый, правда, на своей должности. Рома женихом, Таня невестой, Оля дружкой и я дружком. А сегодня в канун дня металлургов, мы решили уединиться от надоевших труб заводов города Мариуполя. Отправились по мелитопольской трассе до Бердянска на расположенную рядом "Бердянскую косу". Машина таврия вместила кроме нас еще 23 сумки с едой надвое суток, дрова, теплые вещи, палатку, и гитару.
    Под музыку дорожной аудиокассеты, под звуки Арии, мы катили по трассе. Поля проносились слева и справа, "…я свободен, словно птица в небесах" лился голос из динамиков машины. Солнце клонилось к горизонту, вечерело и спадала жара июльского дня.
    По трассе попалось несколько аварий, разбитые машины и даишники, оформлявшие документы. А вот в поселке городского типа Осипенко, спрятав машину в кроне ивушки, сидел в засаде с радаром еще один даишник. Мы, соблюдая правила ППД миновали успешно.
Бердянская коса     Бердянск. Движение по центральной улице напоминает взлетно-посадочную полосу. Все улица уложена плитами с аэродрома. Между плитами плохо заделанные швы, машина прыгала и стонали амортизаторы. Центральная улица прошивает город насквозь и выходит прямо на Бердянскую косу. Движение оживленное, колонны машин едут по двум направлениям. Я, являлся штурманом нашего экипажа. Держал в руках топографическую карту и давал ценные указания Роме, куда ехать и когда.
    Бердянская коса очень длинная и широкая. На ней много пансионатов, пионерлагерей и частных домов. Ездит маршрутный автобус по 1 гривне. В частном секторе сдаются комнаты от 15 гривен. Есть платные охраняемые стоянки, с машины 5 гривен. Когда заканчивается частный сектор на столбе висит знак движение запрещено. Как нам рассказали местные жители, дальше домов нет, только пограничная часть, маяк и деревья, кустарники и песок. Каждый выходной день с 12 часов всю косу объезжает милицейский патруль. По будням они ездят реже, через день. За установку палатки, разжигание костров штраф 51 гривня. Если заперся на край косы на машине будет еще дороже, потому как на знак поперся и вообще сильно наглых никто не любит, даже менты. Поэтому штраф могут накрутить до 250 гривен.
Книжка о Бердянской косе     Мы заехали машиной, (кстати, дороги там по косе хорошие для проезда даже таврией), разгрузили все вещи, отогнали машину на платную стоянку и отдых начался. Установка палатки, приготовление ужина, ночное купание, шашлыки, водка, игра на гитаре затянулось до субботы. Затем спокойный сон, пиво с утра, купание, загорание на солнце. Пляж хороший, песок и вода очень чистые. Я даже не знал, что Азовское море может быть таким чистым. После обеда в 14 часов к нам пришел милицейский патруль штрафовать. В начале нам дали почитать книжечку о Бердянской косе. Вот что там было написано: "Это нужно знать! Бердянская коса жемчужина Азовского моря. Согласно решения Бердянского городского совета категорически запрещается на территории Бердянской Косы ставить палатки, разжигать костры; на территории всего города и Бердянской косы заезжать транспортными средствами на зеленые газоны, тротуары, площадки, парки, скверы, ломать и портить деревья, кустарники, розы, цветники, срывать почки, листья, цветы, вбивать в деревья гвозди и скобы, загромождать газоны, ловить птиц, выгуливать собак на газонах! За нарушение указанных требований виновные лица подлежат административной ответственности согласно ст. 152 Кодекса Украины об административной ответственности. Штраф - 51 гривна. За уничтожение или повреждение зеленых насаждений или иных объектов озеленения города виновные лица подлежат административной ответственности согласно ст. 153 Кодекса Украины об административной ответственности. Штраф - 51 гривна".
    Затем нам зачитали наши права, о том, что нам по любому необходимо дать деньги. Вопрос стоял только о том, какую именно сумму и как это все "правильно" оформить. Диалог я описывать не стану, так как я пообещал товарищу прапорщику: "что об этом никто не должен знать". Мы с пониманием распрощались и отдых продолжился.
    Суббота выдалась жарким днем. Мы закрыли вещи в палатке, а сами отправились на самый дальний участок косы, периодически купались в море. Чем дальше шли по побережью, тем сильнее становились волны и ветер. На краю суши много рыбаков. У всех клюет и все счастливы!!! Полные садки рыбы. Ловля идет на червя.
    Конец косы представляет собой огромную тупую часть суши поросшею камышом, с множеством тропинок. Деревьев практически нет, равно как и чаек. Почему там нет чаек, я не знаю, но их столько мало, что заметить проблематично. Наверное, все полетели на Кривую косу гнездиться.
    Обогнув косу по берегу Азовского моря, снова выходим к нашему лагерю, но с другой стороны. Вещи в палатке не тронуты, в холодильнике ждет прохладное пиво. Холодильник - это яма в песке, в которую мы ложем скоропортящиеся продукты, консервы, напитки и т.д. Яма глубиной может доходить до 80 сантиметров, это если охота такую выкопать. С верху яму накрывают камышом, или еще какой растительностью. И периодически поливают холодной морской водой. Да, еще эту яму желательно выкопать в тени дерева. Тогда внутри, там, где лежат продукты, будет прохладно и сыро. Холодильник мы назвали "Эллис". Каждый из нас перед тем, как идти к холодильнику говорил фразу: "А не сходить ли мне к Эллис?" и вопросительно смотрел на остальных. А когда получал ответ, что-то типа: "Кто такая Эллис и где она живет?", поднимался и шел к Эллис, к примеру, за водкой, иногда на четвереньках. Вот такая фишка была.
    Вечером в субботу мы съездили на центральную косу в магазин за окорочками. Магазины есть и на конце косы, но мяса для шашлыков уже не имели. В центре косы располагался базар, пункт переговоров, почта и много чего еще.
    Когда начало смеркаться Роман занялся приготовлением окорочков. Достал протвинь привезенный с дома и заявил: "Окорочка буду готовить я!". Это означало, что сейчас он начнет давать всем задания и мы, типа, должны все беспрекословно выполнять. Потому как "он готовит!". В итоге, Оля резала крылышки и ножки птицы на дольки. Таня подливала на протвинь масла и переворачивала мясо. Я следил за огнем и дровами. А сам Рома держал в руках фонарик и освещал шкворчащие на протвине окорочка.
    Наконец он заявил "Кушать подано, садитесь жрать пожалуйста". Мы все глатая слюнки накинулись на румяные части курицы и картошку.
    Ночью играли на гитаре и ко звуку гитары добовлялся голос нашей песни. А еще рев мотора какого-то джипа, который буксовал на пляжу.
    Проснувшись утром, по дороге к морю мы увидели эту горе машину. Это был автомобиль Opel Frontera. Колес с одной стороны не было видно, они полностью увязли в песке и морском прибое. Машина одним боком лежала на пороге, другая сторона въелась в песок на половину. Это ведь какое нужно мастерство, что бы полноприводные внедорожник , застрял вот в таком вот ракурсе!
    Воскрестное утро мы еще успели позагорать и искупаться несколько раз. Затем сбор разбросанных вещей, сворачивание палатки, уборка мусора за собой, погрузка оставшихся сумок в машину и путь домой. Когда мы выезжали с пещаной дороги на асфальт, нам на встрече проехал трактор, спешащий на выручку Опеля. А немного после, уже выдернутый из песка Opel Frontera, обогнал нашу таврию на трассе. Еще не совсем отмытый от ракушек и песка он спешил отвезти своих хозяев куда-то, может в сауну, а может в кабак. Об этом уже никто никогда не узнает, ну и слава богу. Аллилуйя!